02.11.2017  Ученые назвали новую угрозу для космонавтов при полете на Марс

Длительное пребывание в невесомости может привести к необратимому повреждению мозга, поэтому полет на Марс потребует создания систем искусственной гравитации, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале NEJM.

"Космонавты с такими нарушениями работы мозга не смогут видеть объекты на небольшом расстоянии от себя, потеряют способность читать или проводить даже самые простые эксперименты. Кроме того, их восприятие исказится, что может привести к еще более серьезным последствиям", — комментирует открытие Дэниел Браун (Daniel Brown) из университета Трента в Ноттингеме (Великобритания), чьи слова приводит газета The Telegraph.

В последние годы медики активно изучают последствия длительного пребывания в космосе для организма человека. Большая часть таких исследований проводилась или на борту американских шаттлов, или непосредственно на МКС, а также на некоторых российских "биоспутниках". Ученым удалось выявить целый ряд угроз для здоровья будущих марсианских колонистов или исследователей дальнего космоса.

Так, эксперименты на мушках-дрозофилах показали, что длительная жизнь в невесомости приводит к ослаблению врожденного иммунитета, делает насекомых уязвимыми для грибков, а также нарушает считываемость целого ряда генов. Другие исследования показали, что жизнь в космосе ускоряет старение костного мозга, внутри которого формируются новые иммунные клетки, а длительная бомбардировка головного мозга космическими лучами необратимо снижает IQ.

Донна Робертс (Donna Roberts) из Медицинского университета Южной Калифорнии (США) и ее коллеги раскрыли еще одну негативную сторону долговременных полетов в космос. Ученые "просветили" мозг 18 астронавтов и космонавтов, работавших на МКС долгое время, а также проследили за изменениями здоровья добровольцев, которые на протяжении 90 дней лежали в лаборатории на кушетках с опущенной головой.

Эти снимки и наблюдения выявили необычный феномен — у участников эксперимента изменилось расположение отделов мозга по отношению друг к другу и к стенкам черепа. Часть областей, которые находятся рядом с глазами или связаны с восприятием информации из окружающего мира, оказалась деформирована и сжата, а в других отделах, наоборот, возникли или увеличились пустоты.

Причиной всех этих изменений, как считают ученые, было то, что мозг просто "всплыл" к верхней стенке черепа, что привело к сжатию некоторых его областей и снижению давления в спинномозговой жидкости. Эти аномалии могут крайне негативно повлиять на ясность восприятия и мышления космонавтов и сделать полет к Марсу и другим далеким планетам опасным.

Как решить эту проблему? Исследователи считают, что для этого не нужно изобретать футуристические системы искусственной гравитации, подобные тем, которые есть в научной фантастике, — достаточно установить на корабль для полетов на Марс центрифугу, которая позволяла бы экипажу временно чувствовать силу тяжести. В таком случае последствия от сдавливания глаз и центров восприятия в мозге можно минимизировать.

Новый КЭ "Магнитный 3D-биопринтер"